Художник-реставратор Новгородского Музея игрушки восстанавливает немецкую куклу, которой больше ста лет

ВИДЕО:https://rutube.ru/video/1c63887b42b12271d5a3319472695433/

Музей игрушки открылся в Великом Новгороде всего два года назад. Его экспозиция насчитывает сотни предметов, появившихся в фонде Новгородского музея-заповедника, начиная с 2017-го года, когда при финансовой поддержке частных компаний запасники пополнились уникальной коллекцией. Тем не менее, далеко не все экспонаты доступны зрителям для обозрения: многие требуют серьёзной реставрации. В этом убедилась Лилия Кудряшова, побывав в гостях у художника Марии Федотовой.

У нее нет имени, возраст известен лишь приблизительно, пришла она к Марии Федотовой в довольно плачевном состоянии, можно даже сказать - в абсолютно разобранном виде. И сразу же стала "Любимой". Так художник-реставратор Музея игрушки называет тех своих клиентов, с которыми ей придется долго работать, постепенно возвращая им изначальное очарование.

Работа над этой немецкой куклой началась с подробного изучения ее истории. По фирменной маркировке на молде установили фабрику, на которой она появилась: вот эти буквы точно обозначают: "Кеммер и Райнхард". А вот приблизительную дату появления куклы уже устанавливали по ее художественному облику: с 1908-го года на Мюнхенской ярмарке стали появляться куклы с лицами, по которым можно было читать эмоции. Кстати, моделями для кукольных личиков часто служили родственники фабрикантов. Кстати, на примере этой вот куклы художник-реставратор рассказала немало удивительных фактов про ноу-хау фабрикантов. Вместо фарфоровых голов стали делать целлулоидные; у рук и ног появились деревянные шарниры-суставы, позволяющие принимать куклам естественные позы, придумали приоткрытый ротик с вставленными зубками, для ресниц стали использовать натуральные волосы. И самое главное – глаза: они почти живые, потому что их стали делать из стекла. Их даже называли "флиртующие".

У Марии Федотовой есть все основания предполагать, что если не само платье, то нижняя рубашка – точно аутентичная. Об этом можно судить и по самой ткани, и по стежкам. Весь наряд куклы - с большими следами починки. Возможно, когда-нибудь мы узнаем, как оказалась немецкая кукла в России, но пока этот факт остается загадкой. А вот что точно известно: в 35-ом году она жила в Ленинграде.

Кукла эта, между прочим, пережила блокаду. Но она выстояла благодаря тому, что ее любили и берегла: об этом говорят следы, как минимум, трех реставраций. Теперь под умелыми добрыми руками Марии Федотовой кукла постепенно возвращается к своему прежнему милому облику, чтобы затем занять свое место в экспозиции Музея игрушек, радовать и восхищать детей уже в 21-ом веке.

Лилия Кудряшова